Главная » О центре йоги » Кто Я?

Кто Я?

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

О человек! На светлый лик взгляни Того, кто стал единым с Абсолютом...

Ты сам таков...

Но если сердцу трудно, Пусть Сердца Свет врачует твои дни!

                                                                                                                                                       

 

 

 

 

    Каждое живое существо стремится всегда быть счаст­ливым, не подверженным печали, и каждый имеет вели­чайшую любовь к себе, вызванную единственно тем фак­том, что счастье - его подлинная природа. Следовательно, чтобы осознать то присущее и незапятнанное счастье, ко­торое действительно ежедневно переживается, когда ум успокоен в глубоком сне, необходимо познать самого себя. Для обретения такого знания исследование ( джняна вичара ) “Кто Я?” при поиске Себя - “Я семь”, одно лишь является наилучшим средством.

      “Кто Я?”. Это физическое тело не есть Я; пять органов чувственного восприятия не есть Я; пять органов внешней активности не есть Я; пять жизненных сил не есть Я, и даже мыслящий ум не есть Я; бессознательное состояние неведения, в котором сохраняются единственно только тон­кие васаны ( склонности ума ) также не есть Я. То, которое остаётся отдельным и единственным, самим по себе, то чистое Сознание и есть то Я. Это Сознавание себя по самой своей природе - Бытие-Сознание-Блаженство ( Сат-Чит-Ананда ).

     Если ум, который суть инструмент познания и основа всей активности, успокаивается, то восприятие мира как объективной реальности прекращается. Ум - это уникальная сила в Атмане-в “Я есмь”, посредством которой мысли прихо­дят к человеку. Если устранить все мысли и исследовать остаток, то обнаружится, что отдельно от мысли нет такой вещи, как ум. Поэтому мысли сами составляют ум.

     Также нет и такой вещи, как физический мир, отдель­ной и независимой от мысли. В состояниях бодрствования и сновидений мысли присутствуют и также присутствует мир.

     Мир воспринимается как очевидная объективная реаль­ность, когда ум обращен вовне, покидая таким образом свою тождественность с “Я есмь”. При таком видении мира истинная природа “Я есмь” не открывается; и наоборот, когда “Я есмь” осознано, мир перестаёт казаться объек­тивной реальностью. Для своего существования ум обязательно должен зависеть от чего-то грубого; он никогда не существует сам по себе. Именно этот ум иначе называют тонким телом, эго, душой, или дживой.

        Ум успокаивается только исследованием “Кто Я?”. Когда в течение такого исследования пускают ро­стки посторонние мысли, не пытайтесь завершить возни­кающую мысль, а, наоборот, глубоко вопрошайте внутри: “Для кого пришла эта мысль?” Безразлично, сколько мыс­лей при этом к вам придёт; если вы с высокой бдительно­стью при возникновении каждой мысли будете немедленно исследовать, для кого она пришла, то обнаружите, что “Для меня”. Если затем вы спросите: “Кто я?”, то ум обратится вовнутрь и возникшая мысль также успокоится. В этом методе, когда вы всё более и более упорствуете в практи­ке Само-исследования, ум приобретает большую силу и способность пребывать в своем Источнике.

     Если такой практикой ум поглощается в Сердце, то эго, или “я”, которое является центром множества мыслей, окон­чательно исчезает и чистое Сознание, или “Я есмь”, живу­щее во всех состояниях ума, одно остаётся, сверкая. Это состояние называют Покоем, или Тишиной. 

      Для успокоения ума нет других более эффективных и соответствующих средств, чем Само-исследование ( атма-вичара ). Пусть даже другими средствами ум и успокоен, но это лишь кажущееся успокоение: он подни­мется снова. Например, ум успокаивается практикой пранаямы  ( сдерживание и контроль дыхания и жизненных сил ), но длится оно только пока сдерживание дыхания и жизненных сил продолжается; а когда они отпущены, ум также освобождается и немедленно, об­ратившись вовне, продолжает блуждать, повинуясь силе своих скрытых склонностей. Практика дыхательного контроля просто полезна в успокоении ума, но не может вызвать его окончательного угасания.

     Источник ума тот же, что и дыхания и жизненных сил. Поистине, множество мыслей составляет ум, а “я”-мысль — первичная мысль ума, и она сама есть эго. Но дыхание также имеет источник в том же месте, откуда возникает эго. Поэтому, когда ум утихает, дыхание и жизненные силы тоже успокаиваются, и наоборот, когда последние успоко­ены, ум также утихает.

     Подобно дыхательному контролю, медитация на фор­мах Бога, повторение священных слогов ( мантра-джапа ) и регуляция питания лишь помогают контролировать ум. Посредством практики медитации или повторения мантр ум становится однонаправленным.

     Когда ум разделён и рассеивается в неисчислимо ме­няющихся мыслях, каждая отдельная мысль становит­ся крайне слабой и неэффективной. Когда, наоборот, та­кие мысли утихают все более и более, пока они в конце концов не сводятся к нулю, ум становится однонап­равленным и, приобретая таким образом силу и вынос­ливость, легко достигает совершенства в Само-иссле­довании. Пока в уме сохраняются васаны            ( тонкие склонности ума ), необходимо продолжать исследование “Кто Я?”. По мере возникновения мыслей их следует разрушать - здесь и теперь - в самом источнике их появления методом Само-исследования.

   Если серьёзный искатель будет культивировать только постоянное и глубокое созерцательное “вспомина­ние” ( смрити ) истинной природы “Я есмь”, до того как осознает Его, то одного этого будет достаточно.

     То, которое есть Счастье, есть также и “Я есмь”. Ни в одном из бесчисленных объектов земного мира нет ничего, что можно было бы назвать Счастьем. Но мы во­ображаем, что получаем счастье от них. Когда ум направляется наружу, он испытывает боль и страда­ние. Лишь когда наши желания исполне­ны, ум, возвращаясь к своему Источнику, переживает толь­ко Счастье, присущее “Я есмь”.

     Беспорядочное блуж­дание - то уход от “Я есмь”, то возвращение к Нему снова и снова - есть бесконечная и изнурительная участь ума.

    Все без исключения Писания свидетельствуют, что для достижения Спасения следует успокоить ум; а если уже известно, что сдерживание ума - конечная цель, то беспо­лезно вечно изучать их. Для такого сдерживания требует­ся подлинное исследование внутри себя самовопрошанием “Кто Я?”.

    Со­стояние Само-реализации, как мы называем его, не есть при­обретение чего-либо нового или достижение какой-то дале­кой цели, а просто Бытие - то, что вы всегда были и есть. Требуется лишь отбросить понимание не-истины как истины, нужно только прекратить эту практику, и тогда мы осозна­ем Себя как Атман. Другими словами, будьте Собой. Когда не-Атман исчезает, остается только Атман, так же как для освобождения ме­ста в комнате достаточно просто убрать часть загромождаю­щей ее мебели: свободное место не надо приносить откуда-то извне.

    Можно говорить о трех классах духовно ус­тремленных. Первый - наиболее продвинутые, которые по­стигают Атман сразу, как только услышат о Его реальной природе. Второй - те, кто размышляют об Атмане в течение некоторого времени. Третьи  нуждаются в многолетней духовной практике для достижения цели Самореализации. Описывая эти три уровня, можно использовать метафоры, связанные с процессом горения: черный порох за­горается от одной искры, древесный уголь требует непродол­жительного нагрева, тогда как влажный каменный уголь не­обходимо высушить и длительно разогревать, прежде чем он загорится.

    Не следует избавляться от ума. Необходимо найти его подлинную природу. Тогда вы узнаете, что его нет, ибо при розыске Атма­на ум отсутствует.

   Бытие, которым человек уже является, СВОБОДНО ОТ УСИЛИЯ, ибо бытийность всегда присутствует и всегда пережи­вается. Атман открывается как результат бытия, а не делания че­го-либо. Как говорил Шри Рамана Махарши: «Не медитируйте - будьте! Не думайте, что вы есть, - будьте! Не думайте о бытии - вы есть!».

     Вы можете - БЫТЬ, а не быть этим или тем. «Я есмь то Я есмь» заключает всю истину, а метод практики сумми­руется двумя словами: «БЫТЬ СПОКОЙНЫМ» - это означает уничтожение вашего «я», ибо любое имя и форма являются причиной волнения. Отбросьте представление, что «Я есть это и то». Всё, что тре­буется для Постижения Себя, это быть спокойным. Что мо­жет быть легче?

 

    Изучения и познания заслуживает только Истина чело­века. Обратив к ней внимание, следует ревностно постигать ее в Сердце. Это знание себя откроется только сознанию - безмолвному, ясному и свободному от деятельности возбу­жденного и страдающего ума. Познайте, что Сознание, ко­торое всегда сияет в Сердце как бесформенный Атман, Я, и которое познается пребыванием в тишине отсутствия мыслей о чем-либо как существующем или не существующем, одно есть совершенная Реальность. Реальность - просто утрата эго. Избавьтесь от эго поис­ком его подлинности. Так как эго не имеет действительного бытия, то оно непроизвольно исчезнет, а Реальность затем будет сиять Сама по Себе.

      Это - прямой метод, тогда как все остальные методы выполняются только при помощи эго. На этих путях возникает множество сомнений, а вечный вопрос «Кто Я?» остается окончательно не разрешенным.

    Само-исследование не надо рассматривать как практику медитации, которая проводится в определенное время и в оп­ределенных позах; оно должно выполняться непрерывно в течение всего бодрствования независимо от вида занятий. Само-исследование можно осуществлять в любых условиях. Вы должны задать себе вопрос «Кто Я?». Это рас­следование приведет, в конце концов, к открытию внутри вас чего-то, находящегося за умом. Решите эту великую пробле­му, и вы решите все остальные.

     Упорствуйте в исследовании, когда бодрствуете. Если вы продолжаете исследование вплоть до момента засыпания, то оно будет длиться также и во сне. Начинайте исследование снова, как только просне­тесь.

     Когда человек ежедневно практикует, всё более и более, то ум делается особенно чистым, благодаря удалению его де­фектов, и эта практика становится столь легкой, что очищенный ум погрузится в Сердце сразу после начала иссле­дования.

    Не существует большего таинства, чем это: бытием Ре­альности мы стремимся добиться Реальности. Мы думаем, что есть нечто, скрывающее нашу Реальность, и что оно должно быть уничтожено. Это смехотворное заблуждение. Рассвет наступит. И вы сами будете смеяться над прошлыми усилиями. ТО, кото­рое возникнет в этот день, уже присутствует здесь и теперь.

 



ФЕДЕРАЦИЯ ЙОГИ Республики Башкортостан
тел. (347) 264-88-58

ФЕДЕРАЦИЯ ЙОГИ Республики
Башкортостан

Написать нам

Написать нам